Что такое Геолокационные игры? Краткая история жанра.
Игры с привязкой к местоположению (LBG – Location-Based Games), GPS игры или геолокационные игры — это тип цифровых игр, в которых физическое местоположение игрока используется как инструмент воздействия на игровой процесс. В последние годы этот жанр становятся все более популярным благодаря широкому распространению смартфонов и других мобильных устройств с функциями GPS. Новый мощнейший виток в эволюции игр с привязкой к месторасположению пришел с появлением таких технологий как дополненная реальность AR и Beacon (bluetooth sensor). В этой статье будет рассмотрена история LBG, включая их происхождение, ранние примеры и последние разработки.
Первые LBG были разработаны в конце 1990-х – начале 2000-х годов. Например, игра GeoCaching на основе GPS, которая была разработана в 2000 году и изначально игралась на специальных портативных устройствах. В GeoCaching игроки используют координаты GPS для обнаружения скрытых объектов, называемых «кэшами». Организаторы игровой сессии (или вторая команда игроков) прячут эти объекты в разных сложнодоступных локациях. GeoCaching – это, по своей сути, цифровая версия аналоговых игр по типу scavenger hunt или treasure hunt (или “Казаки-разбойник”). Буквально сразу после выхода игра приобрела необыкновенную популярность и вызвала общественный интерес к геолокационным играм.
Другим примером ранних мобильных LBG была игра BotFighters, выпущенная в 2001 году. В BotFighters игроки используют свои мобильные телефоны для навигации по виртуальному городу и сражения с другими игроками, находящимися в пределах их досягаемости. Каждый игрок представлен в игре как некий робот-воин. Миссия игры состоит в том, чтобы найти и уничтожить других игроков. Победа в битвах вознаграждается деньгами, которые можно обменять на улучшение брони и другие внутриигровые функции.
Еще одна LBG под названием Mogi, созданная в 2003 году исследователями Калифорнийского университета в Беркли. Mogi была игрой, в которой игроки использовали мобильные телефоны с поддержкой Bluetooth для поиска и захвата виртуальных существ, спрятанных по всему городу. Игроки могли захватывать существ, только физически присутствуя в общей локации с ними. Ничего не напоминает? Правильно! Игра Mogi, в некотором смысле, стала прародителем современной LBG Pokemon GO.
В последующие годы LBG продолжали развиваться и набирать популярность за счет прихода таких новых технологий как дополненная реальность AR и Beacon (bluetooth sensor). Одним из примечательных примеров является игра Ingress, разработанная Niantic Labs и выпущенная в 2012 году. Ingress — это игра на основе научно-фантастической истории. Игра происходит в реальном пространстве города, где объекты городского пространства имеющие культурную ценность (монументы, дома, площади) являются также неким порталом в иную реальность. В любой из этих порталов, игроки могут выйти только находясь в одной локации с объектом реального городского пространства.
Пожалуй, самый известный образец LBG на основе дополненной реальности — это игра Pokemon GO, выпущенная в 2016 году той же компанией Niantic Labs. Игра быстро приобрела статус одной из самых популярных мобильных игр всех времен. В Pokemon GO игроки ловят виртуальных существ, называемых покемонами, которые рассредоточены по карте миру. Эта игра стала культурным феноменом: миллионы игроков по всему миру были по по-настоящему “заражены” и с неподдельным азартом исследовали окружающее пространство в поисках покемонов.
Последними разработками от Niantic Labs стали игры дополненной реальности Pikmin Bloom (2021) и Peridot (2022). Последняя новинка от Niantic – это некий аналог всем известного тамагочи в реальном пространстве с дополненной реальностью. В игре вам предстоит заботиться о виртуальных существах, обучая их, кормя и играя с ними, помогая им вырасти из милых малышей во взрослых особей.
Жанр LBG продолжает расти в своем многообразии. Новой ступенью в развитии этого жанра становятся очки дополненной реальности (Microsoft HoloLens, Magic Leap и тд), которые предоставляют игрокам более естественный и захватывающий опыт прохождения игры. На этом же этапе, разработчики и исследователи пророчат нам, что LBG постепенно превратятся в Метавселенную в реальном пространстве. Real-word Metaverse будет включать в себя социальную сеть, игровое пространство, культурное и обучающее. Последней новостью, которая должна стать шагом в эту сторону, является официальный анонс платформы Campfire от Niantic Labs. Эта платформа представляет собой некий синтез социальной сети на основе GPS, игры в дополненной реальности и внутренней экономической системы на основе блокчейн.